Скульптор Станислав Никонович – превратить желание в цель

Сережка в ухе, татуировка на руке, черепа на полках и фотографии музыкантов на стенах – нет, ALOVAK пришел в гости не к рок-звезде. Станислав Никонович – мастер из Минска, который создает скульптуры и статуэтки из глины и любит дарить их своим кумирам – Джонни Деппу, Владимиру Познеру, Сергею Шнурову, Борису Гребенщикову, Сергею Михалку … Стас верит в себя сильнее любого коуча по саморазвитию, а его опыт воплощения желаний побогаче будет, чем у авторов книги «Секрет». Интересно, статуэтка кого из знаменитостей мирового уровня будет следующей? Узнаем из интервью.

Текст: Ксения Соснина
Фото: Виктория Анжэ

Творческий путь

– Как давно ты занимаешься лепкой?

Примерно восемь лет. Все началось с того, что я слепил жене из пластилина Горшка из группы «Король и Шут». Просто взял и сделал его с нуля. Уже потом узнал про полимерную глину, запекание материалов и так далее. Курсов никаких не оканчивал. Сначала моими навыками заинтересовались знакомые, потом стали обращаться другие люди. За первую заказную статуэтку мне заплатили $70. Я был в восторге от того, что могу зарабатывать делом, которое мне нравится.

– Сколько длится процесс работы над статуэтками?

От одной недели до нескольких месяцев. Процесс может затянуться, так как некоторые необходимые материалы нужно искать по всему городу. Всякие мелочи могут отнимать много времени. Например, серебряные кольца на статуэтке Джонни Деппа я делал под микроскопом. Стараюсь учитывать каждую деталь, когда воссоздаю образ человека в статуэтке.

– Что самое сложное в этом деле?

Самое важное и сложное – работа с лицом. Нужно точно передать мимику, сделать образ человека узнаваемым. Одной фотографии для этого недостаточно. Бывает так, что у человека лицо невыразительное и сложно за что-то зацепиться. Но можно многое узнать о нем по нескольким фотографиям. Важно учитывать, улыбчив ли человек, раскрепощен ли. В этом плане проще делать статуэтки знаменитостей: и фоток с ними много, и внешность колоритная.

– Пробовал ли ты делать скульптуру себя или кого-то из родственников?

Конечно. Но делать знакомого человека сложнее: больше придираешься к статуэтке. А себя я как-то слепил в утрированном, шаржевом виде. Быстро набросал, посмотрел, запекать не стал и пустил материал в расход. Но мне понравилось то, что получилось, это прикольно. Можно сделать это фишкой бренда и продавать статуэтки себя за небольшую цену. Я знаю, что один фотограф из Штатов так делает: создает статуэтки, запаковывает их и рассылает разным людям как визитку. На задней стороне упаковки можно прочитать историю бренда. Будущие партнеры по бизнесу такую бандероль точно заметят и не выбросят.

Минск-Москва-Голливуд

– Итак, как же все-таки получилось, что ты теперь знаком с Джонни Деппом?

Его статуэтку я сделал за четыре месяца, а на визуализацию мечты у меня ушло три года. Я искал человека, который помог бы мне устроить встречу с Деппом. Сначала списался со своим знакомым – бывшим циркачом, уехавшим работать каскадером в Голливуд. Он сказал, что идея крутая, но помочь мне не сможет. Люди такого уровня, как Депп, не сидят на месте, они задействованы в куче проектов, и их отследить сложно.

Потом я узнал, что Джонни участвует в выступлениях группы Hollywood Vampires. Нашел аккаунт фотографа «вампиров» Кайлера Кларка. Написал ему в Instagram и Facebook. Сообщение было без лишней воды – я описал, кто я и что у меня за мечта. Прикрепил фото статуэтки Джонни, а потом и видео с процессом ее изготовления. Как так получилось, что Кларк заметил мое сообщение – непонятно. Мистика. Ему приходит тысяча писем во все мессенджеры. Наша переписка состояла из сообщений раз в полтора месяца. И когда Кайлер написал: «Пока не знаю, будет ли у нас тур, но если да, возможно, я смогу устроить встречу», это подарило мне надежду, хоть никто не давал никакой гарантии, что все получится.

Московский концерт Hollywood Vampires назначили на 28 мая. Перед этим я слепил статуэтку Кайлера и прислал ему. Он пришел в восторг, мы договорились о встрече. Я приехал в Москву. За день до концерта мы встретились в кофейне с фотографом и еще одним человеком – директором Hollywood Vampires, а заодно и основателем группы Aerosmith Джо Перри. Я думал, с Деппом мы пересечемся вечером, но группа поздно приехала в отель. В итоге мне дали VIP-проходку на Meet & Greet, где фанаты могут пообщаться с группой. Это я потом узнал, что она стоит минимум $1500, мне ее дали просто так.

– Какой Джонни Депп по общению?

Офигенный. Кайлер сказал, что Депп общается с любым человеком так, будто он с ним на одном уровне. Всякое о Джонни пишут, разные состояния у человека бывают. Когда Эмбер Херд обвинила Деппа в домашнем насилии и начался судебный процесс, за него заступились две его бывшие жены. Это о чем-то да говорит.  Они сказали, что Джонни никогда не поднимет руку на любимого человека. Да и вообще, Депп – человек простой в общении, хоть он и знаменитость высшего уровня. Познер, Михалок и Шнуров тоже приятные и открытые, но от Деппа я такого не ожидал, и был приятно удивлен.

Фото: архив героя интервью

– Ты здорово воплотил свою мечту, но есть много людей, которые не уверены в себе и своих желаниях. А откуда в тебе такое стремление к большим целям?  

Я вдохновляюсь тем, что делаю. Также я много чего пересмотрел, перечитал, переслушал – это тоже повлияло на меня. Чем больше ты читаешь и говоришь с людьми о постановке целей, тем правильнее оформляется твоя мечта в голове. Когда ты это визуализируешь, то на интуитивном уровне понимаешь, как нужно действовать. Самое важное – закрыть глаза и прочувствовать состояние, когда мечта сбывается. А потом взять и превратить желание в цель.

Люди ленятся это делать. Они не хотят мечтать и ставить конкретные цели. Спросишь у кого-то, чего он хочет, а он ответит и забудет через пару минут. Для воплощения мечты нужно что-то делать. Анекдот про Бога и лотерейный билет тут всегда актуален.

А еще в первую очередь нужно думать о себе. Если ты летишь в самолете и вдруг случается аварийная посадка, ты должен надеть кислородную маску сперва на себя. Не позаботишься о себе – не сможешь помочь кому-то еще. Если ты делаешь что-то только для других – да, можешь прослыть святым, но тебя, возможно, будет разрывать изнутри и ты будешь срываться на всех.

Нужно лишь четко записать свои желания. Их может набраться не больше трех, хотя казалось бы! Многие боятся, что воплощение мечты требует неимоверных усилий и поэтому не решаются действовать. На самом деле, нужно сделать лишь пару шагов. Потом и люди нужные появятся, и возможности подвернутся. Стоит почаще выходить из дома: бывает, пройдешься и увидишь что-то полезное. Например, газету с нужной тебе информацией. Все это словно ветерок, который тебя направляет. Сейчас я поставил глобальные цели, но они выглядят простыми для достижения.

Рабочие моменты

– Сколько стоят твои изделия?

Цены очень индивидуальны. Уже не могу брать даже мелкие заказы до 100-300 у.е.: количество затраченного времени превышает количество полученной выгоды. Цены могут доходить до десятков тысяч у.е., если это большая партия изделий или что-то сложное, единичное.

– У тебя бывали необычные клиентские заказы?

Как-то мы делали статуэтку президента соседнего государства. А наш постоянный клиент – российский политик, заказал уже 11 статуэток.

А однажды у меня заказали ёжиков на танцевальной площадке, каждый из которых олицетворял члена семьи. У клиентов вроде фамилия была с ёжиками связана. Это мило.

Помимо основных заказов мы делаем статуэтки для компании Wargaming, группировки «Ленинград» и различных банков. Тут тоже не соскучишься.

– Можешь рассказать подробнее про сотрудничество с «Ленинградом»?

Все началось с того, что я подарил статуэтку Сергею Шнурову на одном из концертов «Ленинграда» в Минске. Шнур подписался на меня в Instagram, а заодно выложил фото статуэтки с ссылкой на меня. Сразу больше тысячи человек добавились ко мне в подписчики.

Потом я подкинул Сергею еще одну идею, и он дал мне телефон директора. Мы все обсудили, и я сделал 40 статуэток Шнура с трясущимися головами, так называемые баблхеды. Их выставили на продажу, но цену “ленинградовцы” завысили. Не сказать, что эти фигурки имели большой успех, иначе мы бы их тысячами выпускали. Делать много и дешево я не хотел бы. Лучше меньше и дороже, но уникально, качественно и с душой.

– Есть ли конкуренция в твоей сфере?

Я начал заниматься лепкой, когда не было ни одного запроса в интернете “статуэтки по фото”. Это я официально заявляю. Я первый сделал сайт с такой услугой. Потом стали появляться другие люди. Они повторяли образы моих статуэток, но клиенты продолжали обращаться ко мне. Некоторые люди просили у меня совета и уточняли, как все делается. По сути, я сам взрастил своих конкурентов.

– Тебя что-нибудь раздражает в рабочем процессе?

Со стороны кажется, что я занимаюсь творчеством, и это легко. Но я сталкиваюсь с кучей бытовых вопросов: нужно оплачивать аренду помещения мастерской, выдавать зарплату подрядчикам, решать юридические и налоговые вопросы… Практически все я делаю сам. Ведение проектов – одно из самых сложных и неприятных дел. Но я иду сейчас к тому, чтобы весь бизнес шел без меня. Я хочу все время отдавать лепке, чтобы ездить по миру и вручать статуэтки людям, которыми я восхищаюсь. Новые знакомства могут привести к неожиданным коллаборациям. Например, уже в процессе IT-проекты: совмещение дополненной реальности со статуэтками. Хоть я и лицо бренда, и клиенты звонят и пишут именно мне, все же нужно перенести это на менеджера.

А еще мне не нравится что-то переделывать, но иногда приходится. Это в три раза сложнее, чем делать с нуля. Был один неприятный случай: человек заказал свою статуэтку, а потом сам ей скулы ножом ободрал. Якобы он выглядит худее.

Вокруг творчества

– Твои статуэтки разлетелись по разным уголкам мира. Как думаешь, в какой самой дальней точке находится твое изделие?

Я отправляю заказы по всему миру: в Африку, Корею, Штаты, Англию. Самое труднодоступное место, которое мне попадалось – африканское государство Габон. О, и еще российский город Губкин. Туда вообще на собаках доставляли.

– Чем ты увлекаешься помимо лепки?

На хобби времени не хватает. Затягивает рутина: покупка квартиры, переезд, ремонт, смена машины… Недавно еще ребенок родился. Про себя забываешь. Но вообще мне много всего нравится: археология, моделизм. На концерты люблю ходить.  

– Участвуешь ли ты в ярмарках и фестивалях для ремесленников?

Был на Млыне и FSP. Это выматывает. Нужно ведь не просто стоять, а общаться с людьми. Не представляю, как продавцы каждый день работают в магазинах сувениров. Но один заказ окупает твое время. Визиточку человек взял, а через какое-то время позвонил и что-то заказал. Я пока отошел от участия в выставках. Но новичкам обязательно нужно сунуться всюду и везде светиться. А вообще, лучшее продвижение – подарить твое изделие человеку мирового уровня.

– Сталкивался ли ты с мошенниками?

Да, чего только не было. Вопиющие случаи иногда происходили. Несколько раз это было связано с Казахстаном. Однажды мне прислали сайт, на котором все фотографии были украдены с моего. Причем этот сайт был состряпан не за вечер: видно, что над ним хорошо поработали. Наши фотографии были вырезаны очень аккуратно. Мошенники не только стерли в фотошопе watermark, но и интегрировали фотографии в сайт, сделали флэш-анимацию. Почти все изображения были с моего сайта, остальные – откуда-то еще. На фотографиях были не только изделия, но даже мы с моими работниками. Я не выдержал и позвонил в Казахстан. Спросил, можно ли заказать статуэтки. В ответ, мол, конечно, можно. Говорю: ммм, классно, вы Михалка делали. Отвечают, да, это наш мастер сделал и подарил потом. Неплохо, да?

– Как дела у твоего бренда «Сківіца»?

Он не развивается, и я немного рефлексирую по этому поводу. Концепция «Сківіцы» нравится людям. Персонаж интересный, у него есть своя легенда. Он родился в Беларуси, прожил скучную человеческую жизнь и умер. Зато после смерти у него появился шанс жить в свое удовольствие. «Сківіцей» назвали потому, что слово звучное. У некоторых людей я до сих пор в телефоне подписан как Стас Сківіца.

Образов у персонажа хватает: путешественник, дровосек, байкер и так далее. Раньше планов на «Сківіцу» было много. Но завалило заказной работой, которая требует постоянного включения. Опять же: надо бы поставить человека, который помог бы с этим. Все уже готово: идея есть, производство налажено, но некому взяться. Проекты, не ограниченные временными рамками, страдают. Возможно, я реанимирую это дело.

«Сківіцу» ведь можно выставить на европейском байк-фестивале Harley Davidson. Сложно представить там лавку с теми белорусскими сувенирами, которые продаются, допустим, в ТЦ «На Немиге». В большинстве своем они безвкусные. Вот из Ирландии люди такие изделия привозят! А у нас… Ну, есть что-то из соломки. «Сківіца» была бы нормальной альтернативой.

Планы на будущее

– Кому бы ты еще подарил статуэтку?

У меня есть целый список людей на примете. Например, Ричард Брэнсон. Это миллиардер и основатель корпорации Virgin Group. У него куча недвижимостей, есть свой остров. Казалось бы, ему положено быть серьезным человеком, но нет: Ричард – пират, анархист и панк. Мои герои – они такие. Большие дети. Они сохранили в себе детство даже несмотря на то, что многого добились. Я пытаюсь перенять их легкость, это меня вдохновляет.

Еще в моем списке есть Илон Маск и Евгений Чичваркин. С Биллом Мюрреем меня обещали познакомить во время встречи с Джонни. Кайлер знает, где Мюррей в гольф играет.

Сейчас мне нужно сделать Джо Перри, основателя группы Aerosmith, и Элиса Купера. Кстати, недавно я узнал, что Купер в 70-х сотрудничал с Сальвадором Дали. Как-то ночью смотрел документальный сериал «Городские легенды», дошел до серии, посвященной этим двоим, и подумал: «Да лааадно! Я что, через одно рукопожатие с Дали знаком?».

– Есть планы на будущее?

Хочу переименовать свой бренд в Nikonovich Studio. Сейчас он называется Mad Green Hand, это даже выговорить сложно. Еще нужно переехать в другую мастерскую. Нам нужно больше места для всех технических процессов, оборудования и людей. Хочу мастерскую с чистой верхней зоной. Насчет изделий: сейчас у нас в разработке есть интересные штуки, которые еще никто не делал.

(с) ALOVAK 2018

 

Добавить комментарий